2018/01/31

Цена торговли

Розничная торговля - одна из самых динамично развивающихся отраслей российской экономики. Появление большого количества магазинов и торговых центров существенно изменило лицо крупных мегаполисов, их архитектура стала более разнообразной. Изобилие всевозможных товаров, круглосуточная работа многих магазинов, высокая культура обслуживания - это несомненные достижения экономики, сформировавшейся в последние десять с небольшим лет. Успехи современной розничной торговли особенно очевидны при ее сравнении с советским периодом, когда, в условиях тотального товарного дефицита, торговля занималась не столько продажей как таковой, сколько распределением товаров. Можно сказать, что современная розничная торговля, в отличие от других отраслей экономики - это совершенно новая система, появление которой лишь в незначительной степени обусловлено советским наследием.

Однако чем можно объяснить столь бурное развитие торговли? Что в действительности скрывают зеркальные витражи, неоновые вывески и яркая реклама? И, наконец, каковы перспективы отрасли? Для ответа на поставленные вопросы мы провели специальное исследование. В данной статье изложены общие методические подходы и основные результаты исследования. При этом мы опускаем ряд подробностей, которые, впрочем, можно найти в наших более ранних работах.

Альтернативная статистика

Расчеты были выполнены по данным 2001 г., так как за этот год имеется наиболее полная информация. Расчеты были произведены на основе статистических данных о деятельности крупных, средних организаций, малых предприятий и рынков всех типов розничной торговли. Кроме того, в качестве источника информации нами были использованы материалы экономических периодических изданий.
Основная трудность работы заключалась в недостаточности и фрагментарности официальной статистики, а главное - в ее недостоверности. Так же, как и для других отраслей экономики, официальные показатели не совпадают с реальными вследствие двух факторов. Первый - недооценка основных фондов, связанная с тем, что балансовая стоимость фондов значительно отстает от восстановительной. Это приводит к занижению амортизационных отчислений, искажает уровень затрат и завышает величину прибыли. Второй существенный фактор, влияющий на достоверность показателей, - теневая деятельность. Хотя эта деятельность связана с получением неучтенных доходов, тем не менее она существенно трансформирует и искажает всю систему финансово-экономических показателей розничной торговли.
При расчете показателей из-за неточности и недостаточности современных отечественных данных в одних случаях мы прибегали к показателям за более ранние или поздние периоды, в других - использовали показатели других стран. Очевидно, что выполненные на основе такой исходной информации расчеты не могут с высокой степенью точности отражать исследуемую экономическую реальность. Осознавая это, при проведении расчетов мы стремились решать две задачи. Во-первых, показать, что официальная статистическая информация неадекватно отражает финансовые показатели деятельности розничной торговли. Вторая, конструктивная задача, заключалась в расчете исследуемых показателей, их количественной оценке, которая, однако, не претендует на абсолютную точность.
Несоответствие балансовой и восстановительной стоимостей основных фондов - это крупная общеэкономическая проблема России. Частично она как-то решалась за счет переоценки фондов. Однако обязательный порядок переоценки фондов в 1998 г. был отменен, и с тех пор балансовая стоимость исчисляется в так называемых «смешанных ценах», то есть при разных ценовых соотношениях.
Для определения несоответствия между балансовой и восстановительной стоимостью основных фондов розничной торговли мы произвели укрупненный расчет индекса стоимости 1 м2 торговой площади, приведенной по балансовой и инвестиционной оценке. Это показатель является наиболее концентрированным выражением стоимости (и балансовой, и восстановительной) основного капитала предприятий розничной торговли.
Часть оборотных фондов (главным образом в виде денежных средств) предприятия розничной торговли официально не декларируют. Эти средства обслуживают теневой оборот товаров и при необходимости могут быть трансформированы в доходы собственников и менеджеров магазинов. Или наоборот, часть этих доходов может компенсировать при необходимости потребность в оборотных средствах.
В основе альтернативных расчетов оборотных фондов лежит соотношение между стоимостью основных фондов и товарных запасов организаций розничной торговли. Обоснованный расчет этого соотношения невозможен по данным как советской статистики, так и современной российской, вследствие значительной недооценки основных фондов. Поэтому расчет был выполнен по данным американской статистики, поскольку она является доступной и достаточно объективной, а само соотношение - довольно устойчивым для всех рыночных экономик. После этого по найденным величинам стоимости основных фондов и соотношению между ними и товарными запасами была рассчитана стоимость оборотных фондов организаций розничной торговли.
Для нахождения реального объема прибыли мы воспользовались системой таблиц «Затраты - Выпуск» 2001 г., детализированным межотраслевым балансом 1995 г. и макроэкономическими показателями статистики национальных счетов, поскольку эти источники содержат в себе не только отчетные значения прибыли торговли, но и учитывают теневые доходы.
Было определено, что прибыль розничной торговли, после уплаты налогов в размере 12 млрд руб. и без корректировки на рост амортизационных отчислений, составляет 629 млрд руб. Из них 38 млрд руб. - это размер официально декларируемой прибыли, 591 млрд руб. - теневая прибыль. Расчетное значение прибыли мы также уменьшили на объем роста амортизационных отчислений в размере 37 млрд руб. Рост произошел вследствие доведения балансовой стоимости основных фондов до восстановительной. Полученный объем прибыли мы скорректировали на объем увеличения амортизационных отчислений, вследствие увеличения стоимости основных фондов.
Механизм образования теневой прибыли заключается в том, что из объема выручки извлекается некая часть. Ее получение не обременено никакими операционными затратами, так как все расходы на продажу относятся на оставшуюся часть выручки. Налоговые отчисления также производятся с оставшейся декларируемой части выручки. Поэтому нами было сделано заключение, что расчетное значение товарооборота отличается от официального на величину теневого дохода, созданного в отрасли.
Также мы рассчитали показатели эффективности деятельности организаций торговли - рентабельность активов и продаж. Незначительное расхождение данных объясняется их округлением (табл. 1).
Как видно, розничная торговля - высокодоходная отрасль. Чем объясняется такая явно гипетрофированная рентабельность розничной торговли в России? Выскажем ряд соображений на этот счет.
Таблица 1. Официальная и альтернативная оценки деятельности розничной торговли, 2001 г., млрд руб.
Одной из причин является то, что розничная торговля, как и другие отрасли сферы услуг, в советский период была слабо развита. Число торговых предприятий на душу населения в несколько раз отставало от уровня и развитых и развивающихся стран. Культура обслуживания покупателей вследствие этого обстоятельства и по причине постоянного товарного дефицита была крайне низка. Понятно, что после либерализации хозяйственных отношений наиболее интенсивно должны были развиваться отрасли, ранее недооцененные и менее развитые, к каким относилась и розничная торговля.
Определенную роль в высокой рентабельности розничной торговли играют затруднения в доступе на внутренний рынок потенциальных торговцев. Это особенно очевидно на вещевых и продовольственных рынках, которые нередко контролируются организованной преступностью.
Безусловно, чистая прибыль и рентабельность значительно увеличиваются в связи с неспособностью налоговых органов собрать налоги с предприятий розничной торговли в необходимых размерах. Естественно, что налоговым органам гораздо проще собрать налоги с крупных плательщиков, чем с сотен тысяч предприятий розничной торговли, которые умело скрывают свои прибыли или зачастую вообще производят торговые операции нелегально, в сфере теневой экономики.
Высокая рентабельность розничной торговли обусловливается также заниженностью цен на электроэнергию и тепло для отопления торговых помещений, по нашим расчетам, как минимум, в 2-3 раза, и их неизбежное повышение, конечно, снизит рентабельность розничной торговли.
Однако в основном столь высокая рентабельность розничной торговли объясняется, по нашему мнению, сложившейся в постсоветский период экономической структурой общества и экономики. Во-первых, сформировалась гипертрофия личного потребления населения в ущерб накоплению и общественному потреблению. Понятно, что относительно завышенный спрос на потребительские товары усиливал позиции розничной торговли в экономике. Во- вторых, и это, пожалуй, главное, в России сложилась редкая в современном мире дифференциация доходов населения. По нашим расчетам, более 50% личных доходов концентрируется у 3% населения. Получив свое состояние в кратчайший срок, российские богачи ошалели от неожиданно свалившихся на них денег и зачастую не контролируют свои расходы. В сущности, именно они определяют уровень цен на предметы не самой острой необходимости. Это создает благоприятные возможности для их вздувания в сфере розничной торговли.
Гипертрофированная рентабельность розничной торговли крайне неблагоприятно сказывается на состоянии экономики страны. Она отвлекает капитал и вообще финансовые ресурсы, а также трудовые ресурсы от других, ничуть не менее важных областей экономики. Последние, особенно в реальном секторе, при существующей структуре хозяйственных отношений являются малорентабельными и даже убыточными, хотя их продукция нужна населению и общественному хозяйству, и они могли бы стать при других хозяйственных отношениях конкурентоспособными и рентабельными. Можно сказать, что платой за высокую рентабельность розничной торговли стала деградация всей экономики.

Теневое распределение теневых доходов

Мы рассчитали, что прибыль розничной торговли, после уплаты налогов в размере 12 млрд руб. и без корректировки на рост амортизационных отчислений, составляет 629 млрд руб. Из них 38 млрд руб. - это размер официально декларируемой прибыли, 591 млрд руб. - теневая прибыль. Заметим, что это - колоссальная для российской экономики величина. Она составляет 6,6% валового внутреннего продукта и 24,4% расходной части консолидированного государственного бюджета. К тому же природа получения и распределения этой прибыли слабо изучена.
Изучение распределения прибыли связано с двумя основными сложностями. Первая заключается в отсутствии информации. В силу условий образования прибыли, их латентности и формальной недоказуемости, изучение распределения прибыли связано со значительными трудностями. Фактически эти явления становятся достоянием общественности в исключительно редких случаях громких разоблачений либо сенсационных преступлений. По этой причине сведения о теневых доходах фрагментарны и недостаточны, а главное - малонадежны.
Вторая сложность носит методический характер. Известно, что в розничной торговле достаточно тесно переплетены имущественные, предпринимательские и криминальные отношения. Часто собственники и предприниматели, предприниматели и криминальные элементы - одни и те же субъекты. В этой связи разделить доходы собственников, предпринимателей и преступных группировок - проблема методически трудноразрешимая.
Теоретически рассуждая, процесс формирования теневых доходов и их распределения между субъектами преступного торгово-бюрократического рынка является (точнее, должен являться) не столько предметом научных исследований, сколько материалом уголовных расследований. Так как эти расследования не проводятся, по крайней мере, нам о них ничего не известно, попытаемся в какой-то степени компенсировать недостатки правоохранительной системы. Подчеркнем, что все представленные ниже расчеты не претендуют на высокую степень точности. Расчеты являются достаточно грубыми оценками, которые тем не менее позволяют определить порядок рассматриваемых величин и оценить масштаб проблемы.
Рассмотрим, как прибыль распределяется. Направления распределения прибыли следующие: скрытая оплата труда работников отрасли, формирование доходов собственников, коррупционные выплаты чиновникам, плата организованной преступности и инвестирование средств в отрасль. Количественно оценим каждое направление.

Скрытая оплата труда 

Расчет произвели двумя способами, основанными на различных информационных источниках. При первом способе мы опирались на результаты исследований Центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ. Исследование было направлено на изучение ненаблюдаемой деятельности в розничной торговле путем проведения анкетирования руководителей торговых организаций и служащих региональных администрации, в ведении которых находятся вопросы торговли. Было установлено, что размер скрытой оплаты труда составляет 38-50% от официальной. Приняв за скрытую оплату труда работников отрасли среднее значение этого интервала, мы рассчитали скрытый объем оплаты труда, который составил 75867 млн руб.
Второй способ был основан на использовании статистики национальных счетов, в которой отражается скрытая оплата труда в целом по экономике и вычленении из этой суммы доли розничной торговли. В 2001 г. скрытая оплата труда работников всех отраслей составила 993,5 млрд руб. Согласно данным А. В. Суворова, доля торговли в скрытой оплате труда в 2000 г. составляла 53%. Предположим, что в 2001 г. эта доля осталась без изменений. Распределим, далее, прибыль торговли по двум ее отраслям - розничной и оптовой, включая внешнюю, пропорционально величине валовой добавленной стоимости. В 2001 г. на долю валовой добавленной стоимости розничной торговли приходилось 35,5% от общей величины валовой добавленной стоимости торговли. Таким образом, получаем, что скрытая оплата труда в 2001 г. в розничной торговле составила 186,9 млрд руб. (993,5 млрд руб. • 0,53 • 0,355).
Как видно, результаты расчетов по первому и второму вариантам значительно разнятся. Это связано, на наш взгляд, с несовершенством методик оценки скрытой оплаты труда. В итоге для оценки объема скрытой оплаты труда мы приняли среднее значение двух величин в размере 131 млрд руб.

Доходы собственников торговых организаций 

Каких-либо исследований на эту тему нам найти не удалось. В этом нет ничего удивительного. Отношения собственников со своей собственностью - отношения интимные. Посторонние в них не допускаются.
Для исчисления доходов собственников розничных магазинов мы провели опросы руководителей магазинов г. Новосибирска. Было установлено, что доход собственника магазина площадью 500 м2 в месяц составляет в среднем 1750 дол. США. После мы распространили это соотношение на всю торговую площадь розничной торговли. Общая сумма доходов собственников в год, таким образом, приблизительно равна 76 млрд руб.

Коррупционные выплаты чиновникам 

В уже упоминавшемся исследовании Центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ приведены данные, согласно которым в 66% случаев региональные эксперты оценивают неформальные расходы на контролирующие организации как «частые» и «очень частые», руководители торговых организаций дают более сдержанную оценку - из них только 33% отметили, что такие случаи встречаются. Далее, эксперты оценивают вероятность случаев подкупа милиции как «частые» и «очень частые» в 49%, а руководители торговых организаций - лишь в 14%, что заставляет усомниться в их искренности. Иными словами, региональные эксперты считают, что различные государственные структуры участвуют в распределении прибыли во всех случаях, а руководители предприятий - в половине.
Из приведенных данных видно, что розничная торговля - одна из наиболее коррумпированнных отраслей, можно говорить об образовании феномена торгово-бюрократического потребительского рынка. По своей экономической сути коррупционные выплаты - это стоимость покупки административного ресурса, без которого производственная деятельность в России сейчас невозможна. В некотором роде этот преступный симбиоз выгоден обеим сторонам. Чиновники получают дополнительные доходы, а розничным торговцам за это позволяется избегать налоговых выплат, получать в собственность или аренду торговые площади либо вести борьбу с конкурентами с помощью различных государственных ведомств, инстанций и служб.
Коррумпированность розничной торговли объясняется двумя причинами. Первая - отрасль является чрезвычайно доходной. Вторая причина заключается в организационном устройстве: отрасль состоит преимущественно из мелких разрозненных структурных единиц. Масштабы предприятий торговли незначительны, а более половины оборота приходится на индивидуальных предпринимателей и рынки. Это препятствует консолидации усилий в противостоянии чиновникам и преступникам и делает отрасль уязвимой для разного рода поборов.
Количественную оценку выплат мы произвели на основе исследований фонда «Индем». По оценке фонда, рынок коррупционных услуг в России составляет 33,5 млрд долл. Эту величину до сих пор никто не подтвердил, но и никто не опроверг. Применим ее в своих расчетах. За неимением других данных, распределим эту величину пропорционально доходам отраслей экономики в соответствии с данными межотраслевого баланса. При удельном весе розничной торговли в валовой прибыли и валовых смешанных доходах в размере 13,1%, можно сделать заключение, что отрасль обеспечивает формирование доходов чиновникам в размере 4,4 млрд дол. Официальный курс американского доллара к российскому рублю в 2001 г. составил 30,14. Объем выплат в национальной валюте, таким образом, составил 133 млрд руб.

Плата организованной и неорганизованной преступности 

Это также скрытая и информационно не обеспеченная часть расчетов. Лишь изредка в печати мелькают сообщения об этих процессах, еще реже - даются какие-то количественные характеристики.
Для расчета мы взяли следующие данные. В 2000 г. ГУВД Москвы провело широкомасштабную акцию по разоблачению преступной группировки, контролирующей Измайловский рынок столицы. Результаты расследования показали, что преступники облагали данью каждое из 4 тыс. мест рынка, в результате чего прибыль преступной группировки составляла около 3 млн дол. в месяц. Распространим эти данные на розничную торговлю в целом.
Примем во внимание, что всего в России функционирует 4666 рынков, количество мест на которых составляет 216 тыс. Учтем, что удельный вес рынков в розничных продажах составляет 25%, а официальный курс американского доллара к российскому рублю в 2001 г. составил 30,14. Не забудем, что в году двенадцать месяцев. Получаем, что ежегодный объем выплат розничной торговли организованной преступности составляет 234 млрд руб.
Полученная величина является, скорее всего, завышенной. Измайловский рынок столицы - чрезвычайно крупный, в нем 4 тыс. мест, тогда как в среднем по России на один рынок приходится 46 мест, что в 87 раз меньше. По всей видимости, рынок выполняет также оптовые функции, что повышает его прибыльность. Кроме того, известно, что рынки по сравнению с магазинами в значительно большей степени подвержены воздействию организованной преступности.
С другой стороны, в крупных магазинах, где разделены функции собственников и управляющих собственностью, существуют хищения менеджеров. Условия образования скрытой прибыли в розничной торговле таковы, что проследить процесс ее образования практически невозможно не только различным государственным органам и службам, но и собственникам. В этих условиях неизбежны различные хищения и потери.
Отметим, что в расчетах есть и методические проблемы, связанные с тем, что очень часто собственниками рынков и магазинов и одновременно их управляющими оказываются организованные преступные группировки. И отделить финансовые потоки, которые контролируют собственники, работники или организованные преступники, чрезвычайно сложно: неизбежен двойной счет.

Инвестиции в отрасль 

Часть теневого дохода, оставшаяся после выплат работникам, собственникам, чиновникам и преступникам, расходуется на инвестиционные цели. По всей видимости, на инвестиции расходуется, помимо оставшейся теневой прибыли, также вся официальная ее часть. Официальная часть прибыли составляет 38 млрд руб. Теневая часть - 17 млрд руб. (591 млрд руб. - 131 млрд руб. - 76 млрд руб. - 133 млрд руб. - 234 млрд руб.). То есть всего 55 млрд руб.
В результате расчетов получаем следующие состав и структуру распределения прибыли розничной торговли (табл. 2).
Таблица 2. Состав и структура распределения прибыли розничной торговли, 2001 г.

Как ошибаются эксперты

Поскольку розничная торговля - высокорентабельная отрасль, она неизбежно притягивает капитал. Разберемся, как это происходит.
Пусть крупная торговая или инвестиционная компания, зная о колоссальной рентабельности розничной торговли, желает вложить средства в нее. С этой целью специалисты выясняют возможные последствия этих вложений. Предположим, что эти эксперты - достаточно грамотные и квалифицированные и непременно попытаются проанализировать складывающуюся макроэкономическую конъюнктуру отрасли. Допустим также, что они хорошо знают все статистические сборники, бюллетени, обзоры и умело их используют. Поставим себя на их место. Начнем знакомство с отраслью с изучения официальных статистических материалов.
Обратим внимание на важнейший показатель розничной торговли - количество торговой площади. Известно, что до 1990 г. имелся значительный дефицит торговых предприятий и площадей, что наряду с дефицитом товаров определяло катастрофическое состояние отрасли розничной торговли. Как изменилась с тех пор эта ситуация? Если верить официальной статистике, то ситуация с обеспеченностью населения торговой площадью стала намного хуже. Если в 1990 г. в РСФСР торговая площадь магазинов составляла 31,5 млн м2, то в 2001 г. в России торговые площади всех форм розничной торговли, за исключением рынков, составили 20,3 млн м2, что более чем в 1,5 раза меньше. На основании статистических данных можно сделать заключение, что в России - огромный дефицит торговых площадей.
Рассмотрим другой показатель - инвестиции в отрасль. Расчет рентабельности активов предприятий розничной торговли показал, что уровень рентабельности торговли является очень высоким и ненамного ниже рентабельности, рассчитанной с учетом теневых доходов, нефтяной и газовой отраслей, наиболее эффективных в экономике России. Логично предположить, что капитал ищет наилучшее применение, и объемы инвестиций в эти отрасли промышленности и розничную торговлю будут сопоставимы. В 2001 г. инвестиции в нефтедобывающую и газовую отрасли составили 249 млрд руб., инвестиции в розничную торговлю - 13 млрд руб., что в 19 раз меньше. При незначительной разнице в рентабельности, разрыв в объемах инвестиции огромный. Иными словами, отрасль находится на голодном инвестиционном пайке.
Рассмотрим, наконец, еще один важный показатель - ввод в действие зданий. Вновь обратимся к официальным данным. В 2001 г. в целом по экономике было введено зданий нежилого назначения общей площадью 9473,4 тыс. м2. В этом же году были введены в действие объекты торговли общей площадью 509,3 тыс. м2. То есть торговля формирует всего 5,4% общего объема вводимых нежилых помещений, вновь выступая аутсайдером в экономическом рейтинге отраслей.
Предположим, что эксперт обладает достаточным запасом здравого смысла, и все эти статистические выкладки его не убедили, поскольку видит вокруг интенсивное широкомасштабное строительство крупных и мелких магазинов, супер- и гипермаркетов. И знает, что розничная торговля - чрезвычайно привлекательная отрасль. Но чем подкрепить ему свои соображения? Здесь ему на помощь приходит рыночная конъюнктурная информация.
Если розничная торговля формирует значительную прибыль, рассуждает наш эксперт, значит, она может обеспечить высокую эффективность инвестируемого капитала. Оценим рентабельность инвестиций в розничную торговлю. В качестве условий оценки предположим, что создаются новые торговые объекты и в последующем они сдаются в аренду. При принятии этих условий возможно разделить торговые доходы и доходы от создания торговых объектов и оценить по отдельности рентабельность самой розничной торговли и инвестиций в помещения розничной торговли.
Для расчета рентабельности инвестиций в торговые объекты необходимо найти три достоверные цифры - инвестиционную стоимость торговых объектов, ставку аренды и продолжительность срока службы зданий. Чтобы не загромождать расчет большими цифрами, определим рентабельность инвестиций в расчете на 1 м2 торговой площади.
Примем, что средняя стоимость 1 м2 вводимой торговой площади составляет 1 тыс. дол. Такая стоимость сложилась при строительстве новых крупных торговых комплексов Москвы и Новосибирска. В экономической периодической литературе легко найти эту цифру. Там же можно найти и ставки аренды торговых площадей. По разным городам и районам городов они варьируют от 60-80 до 175-250 дол. США за 1 м2 в месяц. Примем равной ставку аренды в размере, скажем, нижней среднеинтервальной оценки в 70 дол.
Остается найти последний показатель - срок службы торговых зданий. Каких-либо достоверных сведений о сроках службы вводимых в действие современных торговых комплексов в отечественной литературе нам найти не удалось. Поэтому были использованы американские данные. В конце прошлого десятилетия в США были приняты новые сроки использования основного капитала, изменен порядок начисления амортизации и уменьшен ежегодный уровень амортизации. В результате чего срок начисления амортизации приблизился к периоду возможного физического использования материально-технических объектов. Согласно новым нормативам, здания после 112 лет использования сохраняют 5% своей первоначальной стоимости. Общий срок использования зданий составляет, таким образом, 118 лет (112 лет / 0,95). Зная эти три показателя, можем рассчитать искомые данные (табл. 3).
Таблица 3. Расчет рентабельности инвестиций в объекты розничной торговли
Как видно из расчетов, инвестиционные проекты достаточно быстро окупаются, а сами инвестиции в торговые объекты приносят колоссальную прибыль.
Что еще? Еще можно почитать газеты, посмотреть телевизор или послушать радио, в которых пишется и говорится об удвоении ВВП в течение ближайшего десятилетия, экономическом росте, решительной борьбе с коррупцией, повышении благосостоянии населения.
Какое решение после всего этого будет принято? Очевидно, что в пользу привлечения инвестиционных средств для строительства торговых объектов. Не составляет большого труда увидеть грустные плоды этой аналитической работы. Стоит только пройтись по оживленным улицам и районам крупного мегаполиса.

Из плена иллюзий

Справедливости ради отметим, что пробиться сквозь дебри официальной статистики, радужную пелену рыночной информации, шизофренический бред государственной экономической идеологии - проблема хотя и разрешимая, но достаточно сложная. Сложная даже для профессиональных научных работников. Посмотрим по-иному на процессы развития торговли, происходившие в последнее десятилетие. Для этого проведем альтернативные расчеты еще ряда макроэкономических показателей розничной торговли.
Мы видели, что в официальной статистике «потеряны» торговые площади. Досчитаем их. Примем за основу достоверный показатель - количество работников магазинов. В 2001 г. в розничной торговле (исключая занятых на рынках всех типов) было занято 4644,5 тыс. человек. Далее, рассчитаем соотношение торговой площади, приходящейся на одного работника, которое сложилось в 1990 г., когда не было такого сильного искажения показателей. Это соотношение составило 12,92 м2 на 1 занятого. Примем предположение, что такое соотношение сохранилось и в 2001 г. Это, разумеется, значительное упрощение, но для приближенной оценки вполне годится. Перемножим эти показатели, получаем расчетное значение торговой площади. Рассчитаем также обеспеченность населения торговой площадью и сравним полученные значения с 1990 г. (табл. 4).
Таблица 4. Расчет обеспеченности населения торговой площадью
Как видно, в 2001 г. по сравнению с 1990 г. торговая площадь на 1 тыс. чел., согласно официальной статистике, снизилась в 1,5 раза, по нашим же оценкам, она выросла практически в 2 раза. Наши оценки хотя и не особо точны, но у них есть одно несомненное преимущество перед официальными - они не входят в противоречие со здравым смыслом.
Но откуда взялись дополнительные торговые площади? Зная инвестиционную стоимость строительства 1 м2 торговых площадей и количество инвестиций в отрасль, нетрудно доказать, что такой объем площадей явно завышен. Ответ здесь такой - официальная статистика не досчитывается не только торговых площадей, но и инвестиций в розничную торговлю. Почему же розничные торговцы скрывают инвестиции? Ответ есть и на этот вопрос. Источником инвестиций в розничную торговлю являются теневые доходы розничной торговли либо кредиты банков, взятые под будущие теневые доходы. Естественное нежелание предпринимателей показывать истинный размер своих доходов порождает нежелание показывать источники своих инвестиций. В результате скрытых инвестиций формируются и скрытые торговые площади.
Мы рассчитали размер инвестиций в розничную торговлю, исходя из стоимости нового строительства и необходимых затрат для поддержания существующих основных фондов розничной торговли в рабочем состоянии. По нашим оценкам, в 2001 г. на новое строительство было инвестировано 164 млрд руб., и 41 млрд руб. был направлен на реконструкцию имеющихся фондов. Всего, таким образом, объем инвестиций в отрасль составляет 205 млрд руб., что в 16 раз больше по сравнению с официальными данными.
Сравним рассчитанный уровень инвестиций в розничную торговлю (205 млрд руб.) с инвестициями в нефтедобывающую и газовую отрасли (249 млрд руб.). Как видно, соотношение инвестиций составляет 82,3%, что вполне сопоставимо с соотношением рентабельности активов розничной торговли и добывающих отраслей. В объеме отечественных инвестиций всех отраслей экономики в размере 1504 млрд руб. розничная торговля занимает 13,6%.
Рассмотрим, как в период с 1990 г. по 2001 г. изменился объем товарооборота. Официальная статистика декларирует, что индекс физического объема товарооборота вырос и составил в 2001 г. 106% от уровня 1990 г. У нас есть некоторые сомнения относительно этой величины, но примем ее за основу. В этот же период происходило повышение удельного веса рынков в структуре розничных продаж. Если в 1990 г. доля рынков в товарообороте составляла 8,3%, то в 2001 г. - 25%. Нетрудно рассчитать, что реальный объем товарооборота магазинов в 2001 г. составил только 86,7% от уровня 1990 г. (106% • 75% / 91,7%).
Выполненные расчеты позволяют по-иному оценить перспективы розничной торговли и инвестиционную привлекательность отрасли. Под уменьшившийся объем товарооборота создана материально-техническая база, размер которой практически в 2 раза превышает исходный уровень. Кроме этого, количество работников в розничной торговле увеличилось с 2439 тыс. чел. в 1990 г. до 6218 тыс. чел. (с учетом занятых на рынках всех типов), то есть выросло в 2,5 раза. Отрасль эксплуатирует ресурсы, которые явно избыточны в сравнении с ее товарооборотом. В последующие после 2001 г. ситуация, насколько нам удалось ее оценить по предварительным статистическим данным и материалам экономической печати, еще в большей степени ухудшилась - при незначительном повышении товарооборота отрасль поглощала значительные инвестиционные и трудовые ресурсы. Очевидно, что накопленные воспроизводственные диспропорции скажутся на финансовом состоянии отрасли, уровне рентабельности и объемах инвестиций.
Имея альтернативную информацию, можно по-иному оценить ситуацию в отрасли и оценить правильность (или неправильность) управленческих решений. Здесь самое время поговорить о качестве статистики.
Многие авторы считают хорошим тоном нелестные отзывы в адрес официальной статистики, и редко сколько-нибудь значимая публикация обходится без критики в ее адрес. Слов нет, качество официальной статистики - скверное. Оно определяется тем, что статистика еще с советских времен выработала и применяет целый арсенал способов и средств если не прямой дезинформации пользователей, то, по крайней мере, тенденциозного представления материалов. К таким средствам следует отнести фрагментарность и эпизодичность данных, обрыв динамических рядов, лапидарность методологических комментариев, скрытость методов обработки информации, засекреченность первичной информации, агрегацию показателей. Но не об этом сейчас речь.
Нужно представлять себе условия работы статистических органов, которые в конечном итоге определяют и результаты работы. Не обсуждая широко этот вопрос, отметим только следующее. Во-первых, официальная статистика, уже по своему определению, является государственной и обслуживает интересы государства, а не частного бизнеса или научного сообщества. В конце концов, кто платит деньги, тот и заказывает статистику. Во-вторых, статистические органы - практически монополисты. В стране до сих пор нет ни одного центра альтернативных оценок. Предпринимающиеся отдельные усилия исследователей-одиночек лишь частично восполняют отдельные информационные пробелы и исправляют официальные данные, но не дают полную альтернативную оценку экономических реалий. Отсутствие конкуренции неизбежно порождает застой в статистической службе. В-третьих, реалии современной экономики таковы, что на статистические органы буквально обрушивается шквал дезинформации в виде отчетов организаций и предпринимателей. Теневая деятельность, уход от налогов, фиктивные сделки и контракты, подставные фирмы, льготы и офшоры - все это отнюдь не способствует появлению качественной статистической информации. Статистика - это зеркало экономики. И стоит ли, по известной пословице, всё время пенять на него? Ведь проблема заключается не только в том, как это зеркало отражает, но и в том, что в нем отражается.
Но оставим в покое государство и его статистику. Зададимся другим вопросом: чье дело - изучать потребительский рынок, условия функционирования на нем и его ближайшие перспективы? Наверняка это дело тех, кто зарабатывает на этом рынке сотни миллиардов рублей и вкладывает в его развитие сотни миллионов долларов. Но, к сожалению, эти проблемы не изучаются. Нет и сколько-нибудь серьезных попыток осознать серьезность информационной ситуации и как-то ее улучшить. Перефразируя известное высказывание известного генерального секретаря, можно сказать, что предприниматели работают на рынке, о котором ничего не знают. За знания, разумеется, нужно платить. Но еще большей будет плата за незнание и непонимание, за неоправдавшиеся миллионные инвестиционные проекты, незаполненные торговые площади и недостроенные гигантские супермаркеты.

И мертвый хватает живого

Представленное рассмотрение было бы неполным без выяснения макроэкономических последствий неизбежного кризиса розничной торговли, который отразится также и на других отраслях экономики. Прежде всего - банковском секторе и строительном комплексе, которые в значительной степени связаны с розничной торговлей. Для выяснения масштабов этого воздействия проведем дополнительные расчеты, направленные на выявление тесноты отношений розничной торговли с другими секторами экономики.
Как мы видим, после произведения всех выплат на инвестиционные цели в отрасли остается только 55 млрд руб. Где отрасль берет дополнительные средства? Ответ очевиден - это кредиты банков и другие привлеченные средства. Для выявления объемов кредитования и привлечения составим финансовый баланс розничной торговли.
Мы не приняли во внимание размер денежных средств, материальных запасов, дебиторскую задолженность и некоторые другие статьи. Для нас в данном случае было важно определить, какие финансовые изменения произошли в рассматриваемом году. Рассмотрим поэлементно части баланса.

Расходная часть баланса определена в размере 855 млрд руб. и состоит из следующих статей.

1. Налоговые выплаты. Налоговая нагрузка на розничную торговлю была рассчитана нами ранее по межотраслевому балансу 2001 г. и составила 12 млрд руб.
2. Инвестиции в основной капитал. Эта величина была найдена нами ранее и составила 205 млрд руб.
3. Вложения в оборотный капитал. Рассчитаем эту величину, исходя из соотношения основного и оборотного капитала розничной торговли. Это соотношение составляет 0,84. Объем инвестиций в новое строительство составляет 164 млрд руб., для обеспечения функционирования новых основных фондов вложения в оборотный капитал составляют, таким образом, 195 млрд руб.
4. Доходы собственников - 76 млрд руб.
5. Коррупционные выплаты - 133 млрд руб.
6. Плата организованной и неорганизованной преступности - 234 млрд руб.

Доходная часть состоит из следующих элементов.

1. Прибыль до уплаты налогов. Исчисленный размер прибыли составляет 604 млрд руб. Эта величина была получена нами исходя из суммирования официальной прибыли с теневой за вычетом амортизационных отчислений. Амортизационные отчисления отрасли были увеличены вследствие доведения балансовой стоимости до восстановительной основных фондов торговли. Размер досчета составил 37 млрд руб. Кроме того, размер прибыли необходимо также скорректировать на объем выплат теневой заработной платы работников, которые входят в операционные затраты. Получим, что размер прибыли до налогообложения составляет в отрасли 510 млрд руб. (604 млрд руб. + 37 млрд руб. - 131 млрд руб.).
2. Амортизация основных фондов. Исчисленная по межотраслевому балансу величина амортизации в 2001 г. составила 5 млрд руб. Эта величина отражает размер амортизации, исчисленный по балансовой стоимости основных фондов розничной торговли.
3. Привлеченные средства. Это - балансирующая статья, рассчитанная путем вычитания итогового значения доходов баланса с прочих доходных статей. Размер статьи - 340 млрд руб. (табл. 5).
Таблица 5. Финансовый баланс розничной торговли, 2001 г., млрд руб.
Наиболее поразительная особенность этого баланса - это выявленная нами высокая доля привлеченных средств в финансирование расходов розничной торговли при ее исключительно высокой рентабельности. Важно выявить причины и возможные последствия этого явления для отрасли и всей экономики.
Структура расходов финансового баланса дает ответ на вопрос о причинах высокой доли привлеченных средств. В этих расходах, помимо нормальных для коммерческой деятельности статей, присутствуют в очень значительном объеме статьи, связанные с уродливым характером современной российской экономики и общества. Это статьи 5 и 6 - коррупционные выплаты и плата организованной и неорганизованной преступности (хищения менеджеров предприятий). Общая величина этих статей составляет 367 млрд руб. Очевидно, что при устранении этих статей розничная торговля в нынешних условиях могла бы обходиться собственными финансовыми ресурсами.
С другой стороны, имеется одна явно заниженная статья - налоговые выплаты в очень смешном размере - 12 млрд руб. Ее доля в валовой добавленной стоимости розничной торговли, куда мы включили весь фонд заработной платы, включая скрытую амортизацию и прибыль в размере 733 млрд руб., составляет менее 2%, в то время как во всей экономике по товарам и рыночным услугам в 2001 г. эта доля составила 16% (1,269 трлн руб. налогов на продукты при 7,29 трлн руб. валовой добавленной стоимости товаров и коммерческих услуг). Распространение этой нормы на розничную торговлю привело бы к росту налогов до 117,3 млрд руб., что на 105 млрд руб. больше, чем в настоящее время. При таком уровне налогообложения пришлось бы либо привлечь, пусть и в гораздо меньших размерах, чем в настоящее время, внешние ресурсы, либо сократить вложения в основные фонды и оборотные средства. Однако, учитывая чрезмерную реальную рентабельность розничной торговли в настоящее время (вряд ли положение существенно изменилось по сравнению с 2001 г.), явную избыточность торговой сети и реальную убыточность почти всех отраслей обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, жалкое состояние бюджетной сферы, целесообразно установить уровень налогообложения этой сферы в несколько раз выше, чем в среднем по сфере товаров и коммерческих услуг в настоящее время. Этот уровень должен быть достаточен, в сущности, только для выплаты кредитов основной части торговых организаций, привлекающих их для вложения в оборотные средства.
Таким образом, речь может идти об увеличении налогов на розничную торговлю в размере 400-500 млрд руб. ежегодно, что по официальному валютному курсу составляет 13-17 млрд дол., а по паритету покупательной способности - в два раза больше. В целом величина дополнительных налоговых поступлений от розничной торговли вполне сопоставима по величине с предлагаемым многими авторами изъятием горной ренты у предприятий нефтяной и газовой промышленности. Следует иметь в виду, что у предприятий оптовой и внешней торговли, рентабельность операций которых нередко еще выше, чем в розничной торговле, также можно изъять значительные средства в бюджет для перераспределения в пользу нуждающихся в них отраслей экономики и беднейших слоев населения.
Огромный размер коррупционных выплат и выплат организованной и неорганизованной преступности в настоящее время связан, как уже говорилось, с высокой рентабельностью розничной торговли. После изъятия из прибыли значительной ее части с помощью налогообложения (методы этого изъятия при желании легко найти) коррумпированным чиновникам и бандитам придется отстать от розничной торговли.
Можно предположить, что, учитывая высокую прибыльность розничной торговли и быструю окупаемость средств, вложенных в торговую недвижимость, банковский капитал наверняка проникает в эту отрасль. Тем более, что, по мнению банков, риск является минимальным, во всяком случае - оправданным. Ведь кредиты выдаются, как правило, под залог возводимой торговой недвижимости, ее цена - спекулятивно высокая, а спрос - ажиотажный. В этих условиях предприятия и банки наверняка изыскивали средства для капитальных вложений в розничную торговлю.
Всего в 2001 г. объем предоставленных кредитов предприятиям, организациям, банкам и физическим лицам составил 1468 млрд руб. Исчислим объем кредитов, предоставленных торговле, по структуре кредиторской задолженности на конец 2001 г. Объем задолженности торговли по кредитам в отечественной валюте составил 190 млрд руб., в иностранной валюте в пересчете на рубли - 60 млрд руб., или 19,6% общего объема задолженности в рублях и валюте. Здесь речь идет, разумеется, обо всей торговле, включая оптовую. Но очевидно, что большая часть этих кредитов приходится все-таки на розничную торговлю, наиболее нуждающуюся в средствах.
Учтем еще одно обстоятельство, связанное со снижением эффективности розничной торговли. Речь идет об отрасли, занятой строительством и зданий и сооружений. В 2001 г. количество вводимой площади зданий, по официальной оценке, составило 47651 тыс. м2. При этом ввод торговых площадей, по нашим расчетам - 6610 тыс. м2. Учтем также и то, что сокращение прибыли розничной торговли снизит доходы высокооплачиваемых менеджеров, собственников, уменьшит количество поборов чиновников, сократит плату организованной преступности. Все это неминуемо скажется и на рынке элитного дорогого жилья.
В результате спад торговли может снизить объем строительных работ на 15-20%. Это может оказаться достаточным для обвала рынка недвижимости, спекулятивный рост цен на котором в последнее время во многом определялся сверхдоходами розничной торговли и интенсивным созданием торговых площадей.
Отметим также и то, что строительство торговых зданий и сооружений во многих случаях происходило за счет предоставления кредитов банков строительным организациям. Эта величина не выделяется в официальной статистике, но известно, что кредиторская задолженность строительной отрасли на конец 2001 г. во всех видах валют составила 53 млрд руб., или 4,1% от всей задолженности. С учетом также и этого обстоятельства можно сделать вывод, что кризис затронет 20-25% всего банковского сектора.
В заключение отметим, что ожидаемый и предсказуемый кризис розничной торговли - это конкретное и частное проявление надвигающегося, и кажется, уже накатившегося в последнем квартале 2004 г. на Россию общеэкономического кризиса, связанного с гипертрофированным развитием сферы потребления за счет и в ущерб сферы общественного накопления. Мы не рассматриваем в представленной работе этот сложный вопрос, тем не менее отметим, что в настоящее время объем потребления значительно превосходит объем создаваемых в обществе благ. Эта разница между потреблением и производством возмещается за счет сокращения основного капитала, большая часть которого создана в советский период, и хищнического использования природных, материальных и человеческих ресурсов. По мере истощения этих источников будут усиливаться кризисные явления, которые затронут все без исключения сферы экономического воспроизводства. О том, как лучше выйти из этого положения, мы расскажем в следующей статье, дополнив то, что было сказано ранее в журнале «ЭКО».

Литература

Доклад «Диагностика российской коррупции: социологический анализ» // www.anti-corr.ru
Инвестиции в России. 2003. 
Национальные счета России. 2004. 
Остапкович Г. Оценка ненаблюдаемой экономической деятельности в розничной торговле // Экономист. 2002. № 10. С. 47-54.
Российский статистический ежегодник. 2003. С. 674.
Суворов Л. В. Структура денежных доходов и расходов населения в современной России // Проблемы прогнозирования. 2004. № 5. С. 65.
Торговля в России. 2003. 
Финансы России. 2002. 
Ханин Г. И. За верную цифру: макроэкономическая статистика России, хозяйственная жизнь и экономическая политика // Вопросы статистики. 2005. № 3.
Ханин Г. И. Технология преодоления экономической отсталости России // ЭКО. 2004. № 10.
Ханин Г.И., Фомин Д. А. Альтернативная оценка финансово-экономических показателей розничной торговли России // Вопросы статистики. 2005. № 2.
Ханин Г.И., Фомин Д. А. Соотношение балансовой и восстановительной стоимостей основных фондов розничной торговли // Вопросы статистики. 2004. № 12. 
Чесноков В. Три миллиона долларов за «место под солнцем» // Новые Известия. 2000. 11 апреля.
Katz Arnold J., Shelby Herman W. Improved estimates of fixed reproducible tangible wealth // Survey of Current Business. May 97. Vol. 77. Issue 5. Pp. 4, 131.
Текст статьи приводится по изданию: Ханин Г.И. Фомин Д.А. Цена торговли // Эко. 2005. № 6. С. 19-32.