2017/06/25

Трамп и будущее США и мира: мысли дилетанта

1. Введение
Может показаться наглостью моя попытка. Политика США и биография Трампа не являются моей специальностью. И все же мое изучение истории США и других стран мира, политических лидеров мира в течение многих десятилетий позволяют высказать некоторые соображения.

Первый вопрос состоит в том, зачем успешный бизнесмен в возрасте почти 70 лет решился взяться за выборы совершенно новой для него и очень рискованной сферы деятельности. Прошлая деловая и личная жизнь (три женитьбы!) позволяют утверждать, что он исключительно амбициозный и энергичный человек. Должность президента является для него очередным и самым крупным испытанием в жизни. И он, видимо, уверен, что выдержит его, как и предыдущие испытания. Даже при временных неудачах, которые были у него в прошлом в деловой и личной жизни. Но этим, как мне кажется, дело не ограничивается. Не стоило браться за борьбу на должность очередного президента США. Очевидно, что он ставит сверхзадачу. Эта сверхзадача была поставлена им в центр избирательной компании: вернуть США величие.
2. Вызовы США
США последние примерно 60 лет (с невыигранной корейской войны) почти непрерывно теряли позиции в мире. Это касается всех показателей: экономических (ВВП, промышленное и сельскохозяйственное производства, золото— валютные резервы, роль доллара), военной мощи и даже науки и техники, образования. Первоначально это было преодолением последствий военного времени, благодаря и экономической помощи США Европе и Японии. Затем, с 80 годов 20 века, в экономическую гонку включился Китай, достигнув или почти достигнув (по различным оценкам) уровня США по объему ВВП в 2010-е годы и превзойдя ее по объему выпуску обрабатывающей промышленности.
CША в послевоенный период неоднократно пытались переломить эту неблагоприятную тенденцию: при Джоне Кеннеди, Рональде Рейгане, после краха социализма в СССР и Восточной Европе при Клинтоне и Буше-младшем. Временно им это удавалось. Но потом относительный упадок возобновлялся. Даже впечатляющие победы в Ираке были достигнуты все же в войне со слабым противником. Пика своего отступления США достигли при Обаме. Он во внешнеполитических вопросах непрерывно отступал: в Иране, Северной Корее, Ираке, Афганистане, Украине. Где-то, возможно, оправданно, часто не желая рисковать. Поскольку одновременно произошло огромное сокращение численности вооруженных сил и техники, создавалось впечатление военной слабости США. Недоумение вызывает новая военная доктрина США, исходящая из возможности ведения только одной региональной войны. Таким образом, CША становятся легкой мишенью для сильных в военном отношении государств (таких как Китай и Россия).
Разумеется, США все еще остается самой сильной страной мира и всего Запада по всей совокупности показателей твердой (в том числе и в новейших отраслях обрабатывающей промышленности) и мягкой силы, но ее способности определять мировое развитие резко уменьшились даже по сравнению с началом века. Поскольку ООН хотя бы только из принципа вето в Совете Безопасности не эффективна, а мировое правительство к которому призывали многие выдающиеся мыслители (Альберт Эйнштейн, Бертран Рассел, Андрей Сахаров и ряд других) нереально в настоящее время, слабость США опасна и для стабильности, и безопасности всего мира. Между тем, многое говорит о том, что мир вступает в период растущей нестабильности. Так всегда бывает, когда прежний мировой лидер ослабевает и не находится еще новый лидер. В прошлом такие периоды привели к двум мировым войнам и многим серьезным европейским войнам в 16-19 веках.
3. Ответ Трампа и трудности его реализации
Было бы наивно думать, что Трамп авантюрист — одиночка. Так в политике не бывает. Очевидно, что он выражает интересы значительной части правящего класса США, озабоченного потерей США места в мире. Здесь и промышленники, и военные, и многие государственные чиновники. То, что за него больше всего голосовали многие из низших слоев населения ничего не меняет: их часто используют и обманывают красивыми лозунгами. Уже первые назначения Трампа говорят о том, кто его поддерживает. Среди новых министров — наибольшее после Эйзенхауэра число миллиардеров и военных.
В самом общем виде, программа Трампа это традиционная программа правой части республиканской партии. Ближе всего она к программе Рейгана, тоже попытавшегося добиться усиления мирового лидерства США и преуспевшего в этом.
Попытаюсь воспроизвести стратегию Трампа по повышению места США в мире. Здесь речь идет прежде всего об экономике — основе и военного могущества. Слабость американской экономики Трамп видит в ее деиндустриализации в последние десятилетия. Она была связана с глобализацией мировой экономики, при которой в большинстве отраслей промышленности американская промышленность из-за высокой заработной платы оказалась неконкурентоспособной по сравнению прежде всего с китайской. Очевидно, что трудно считать страну великой, если у нее слабая промышленность и чрезмерная зависимость от промышленности других стран. В этом отношении он, судя по его декларациям, продолжает усилия Обамы по реиндустриализации, но более решительно. И здесь он готов идти на значительные жертвы населения, хотя никогда об этом, естественно, не говорил в ходе предвыборной компании. Достаточно сказать, что он обещал ввести огромные (45%) пошлины на импорт из Китая. При большой роли Китая в производстве множества товаров, особенно потребительских, это мероприятие, если оно будет осуществлено, приведет к серьезным жертвам населения, вынужденного потреблять товары по намного более высоким ценам или вообще на короткий период (до налаживания производства в США) лишенного многих товаров. Разумеется, это намерение — грубейшее нарушение норм ВТО и может привести к исключению США из этой организации, созданной в конце второй мировой войны по инициативе США. Вряд ли США пойдут на такие жесткие меры, из опасения перед недовольством своего населения и Китая, для которого они будут крайне болезненными, пусть и не смертельными. К тому же, у Китая есть возможность ассиметричного ответа в виде продажи огромных запасов казначейских облигации США. Но само намерение говорит о направлении усилий США. Другое намерение состоит в отмене экологических ограничений на добычу нефти на континенте и шельфе США. Эта мера способна привести к значительному росту производства нефти и газа. Что касается ограничения нелегальной иммиграции, то в условиях низкого размера безработицы в США такие меры неблагоприятно скажутся на экономике США.
Однако, наиболее важными с точки зрения реиндустриализации являются намечаемые меры по снижению налогов на бизнес и высокие личные доходы. Эти меры тоже традиционные для правых республиканцев. Они проводились, например, при Рейгане. Если одновременно произойдет сокращение расходов бюджета на социальные нужды, например, на здравоохранение, такое сокращение может и не привести к росту государственного долга. Однако, предполагается значительное увеличение государственных вложений в устаревшую транспортную инфрастуктуру, что уже потребует увеличения расходов государственного бюджета. Вместе с увеличением расходов на оборону, все указанные меры потребуют больших жертв населения либо увеличения и без того колоссального государственного долга. Последнее особенно затруднительно в свете обещанного возврата к золотому стандарту. Конечно, нельзя исключить односторонней реструктуризация государственного долга, но это сильно подорвет место доллара в мировой экономике. Весьма вероятно, что придется отказаться от снижения подоходного налога на богатых и даже значительно его увеличить, поскольку в настоящее время разрыв доходов огромен. Это позволит и увеличить доходы федерального бюджета. Весьма вероятен, по мнению многих специалистов, в 2017 или 2018 года глубокий финансовый кризис, для которого созрели все предпосылки.
Из сказанного следует, что при попытке реализации намеченных мер администрация Трампа столкнется с огромными трудностями. В лучшем случае, эффект намечаемых мер скажется через 2 года, как это было при Рейгане. Еще больше времени потребовалось Маргарет Тэтчер: здесь положительные результаты проявились через 4-5 лет.
Не в экономике следует Трампу ожидать демонстрации величия США. Учитывая драчливый характер Трампа следует ожидать его демонстрации в военной области. И как можно скорее после прихода к власти. Возможными целями могут быть относительно слабые страны, которые давно вызывают раздражение США (и не только США, но и значительной части других стран мира). Это может быть Иран, договор с которым давно подвергается критике Трампом, и Северная Корея. Достаточно будет, возможно, демонстрации решимости США и уступок со стороны этих стран. Эти действия по контрасту с беспомощностью администрации Обамы быстро поднимут популярность Трампа. В отношении Ирана это также привлечет симпатии еврейского населения США и Израиля.
Но главными целями в длительной перспективе Трампа будет Китай. Он не скрывает свои антикитайские настроения в ходе избирательской компании. Такая антикитайская линия совершено естественно с точки зрения национальных интересов США. Китай является единственной страной в мире, которая является соперником США в качестве мирового лидера. Уже сейчас и еще больше в будущем. В прошлом мировые лидеры решали спор о лидерстве обычно на поле боя. Не обязательно в виде тотальной войны. Достаточно эффектной демонстрации в виде менее опасной ограниченной локальной войны. Объектом, скорее всего, станут спорные с точки зрения принадлежности острова в южной части Тихого Океана. Здесь США могут воспользоваться своим пока еще огромным военно-морским превосходством, Тем не менее, если доверять оценкам многих военных экспертов, что США не готовы к войне с крупной державой, им потребуется несколько лет для перевооружения, значительного увеличения военных расходов. Увеличение доли военных расходов США с нынешних 2% ВВП до 4% ВВП, обеспечивающее радикальную модернизацию вооруженных сил США за несколько лет. вполне по силам американской экономике. Достижение решающего военно-технологического превосходства в виде нового варианта СОИ могло бы изменить соотношение военных сил, но неясно, возможно ли это вообще и каких средств потребует. Кстати, рост военных расходов окажет благотворное влияние на реиндустриализацию американской экономики и научно-технический прогресс. Здесь следует иметь в виду, что рост военных расходов в два раза может сопровождаться намного большим ростом закупок военной техники и оборонных научных исследований.
Не очевидно, что Китай станет просто дожидаться перевооружения США и не попытается захватить спорные острова раньше. Но, возможно, Китай предпочтет уступить, посчитав, что через 10-20 лет его шансы в столкновении с США будут выше в споре о островах.
Война с Китаем, возможно, окажется длительной (война с Японией длилась почти 4 года) и может выйти далеко за пределы ограниченной территории, Войну, как известно, легко начать, но трудно окончить. Война с Китаем, если она случится, остро скажется на внутриполитическом положении США. Особенно, если у США возникнут военные неудачи. Потребуются ограничения демократических свобод.
Большое значение во внешней политике США имеет отношения их с ее союзниками, В ходе избирательной компании Трамп неоднократно критически отзывался о нынешнем состоянии этих отношений. Некоторые из этих высказываний вкупе с его внешнеэкономическими намерениями давали основания подозревать Трампа в изоляционизме. Такой политике США придерживались до первой мировой войны и в 20-30 годы 20 века. Она была предсказана их отцами-основателями. Мне кажется, что речь все же идет о ослаблении чрезмерной вовлеченности США в мировые дела, нежели о возврате к изоляционизму. Конечно, после краха СССР и социализма в мире оснований для вовлеченности США в мировые дела стало меньше. Тем более, что эта вовлеченность часто требует от США больших расходов. Именно на эту сторону обращал внимание Трамп, справедливо говоря о непропорционально больших расходах США на военную организацию НАТО.
Можно ли сказать, что после краха СССР исчезла внешняя опасность для Запада и западной цивилизации? Вместо старых появились новые опасности, в чем-то еще большие. Дело в том, что коммунистическое движение, возглавляемое СССР, придерживалось известных правил. Международный терроризм не признает никаких правил. Очень серьезный вызов Западу бросает Китай. Сначала экономический, но постепенно и военно-политический. С середины 2000 годов усиливается вызов России, которая часто блокируется с антизападными странами. Сами международные экономические отношения в эпоху глобализации требуют координации усилий западных стран перед лицом конкурентов. Для этого уже давно имеются институты, в которых велика роль западных стран (МВФ, Всемирный банк, некоторые другие). Невозможно себе представить, что США захотят разрушить эту систему. Они могут ее модернизировать, сделать более для себя выгодной. Очевидно, что в этом смысл критики Трампом НАФТА, соглашений о тихоокеанской и атлантической партнерстве, НАТО. Нельзя сказать, что это невозможно. Видимо, предстоят серьезные переговоры между западными странами по этому поводу.
Естественно, российским гражданам особенно интересны перспективы улучшения российско-американских отношений, cерьезно ухудшившиеся в последние годы. В ходе избирательной компании Трамп произнес много хороших слов о Путине. С другой стороны, РФ явно симпатизировала Трампу и, скорее всего, сделала немало для его победы. Возможно, Путин и Трамп симпатизируют друг другу. Но в политике личные симпатии хотя и важны, но не решают основные вопросы межгосударственных отношений. Они связаны с интересами. В чем может быть интерес США в отношении России?
Мне кажется, что дело прежде всего в том, что США не в состоянии одновременно бороться на всех фронтах. Ей нужно установить приоритеты. Часть (большая) американских внешнеполитических политологов считает, что в настоящее время главным противником и соперником США является Россия. Можно сказать, что внешнеполитическая и пропагандистская активность России в последние 2-3 года дает для этого немалые основания, как и яростная антиамериканская пропаганда по телевидении. Другая часть, к которой принадлежит Трамп, считает, что исходя из объективных показателей более серьезным противником является Китай. Нельзя одновременно противодействовать обоим. Хорошо бы привлечь к борьбе с Китаем Россию или, как минимум, обеспечить ее нейтралитет в этом противостоянии.
Вторым мотивом является борьба с мусульманским терроризмом, где они могут быть союзниками, прежде всего на Ближнем Востоке. Ради хороших отношений с Россией можно и пойти на уступки в некоторых вопросах (экономические санкции, Украина, Сирия). Насколько реалистичны эти расчеты с точки зрения интересов правящего в России режима нелегко сказать. Разумеется, уступки США будут приветствоваться. Но что Россия может дать взамен? Особенно в отношении Китая. Может возникнуть естественный вопрос: Трамп рано или поздно уйдет, а нынешний режим в Китае скорее всего останется надолго и будет даже усиливаться. Не продешевит ли Россия предпочтя Китаю США? Другой вопрос: США не единственный игрок на Украине и Сирии. Есть ЕС и Турция, страны Ближнего Востока. И еще один: легко ли России отказаться от образа Врага в лице Запада, который уже 10 лет («товарищ Волк») позволял Путину воздействовать и сплачивать вокруг себя большинство граждан РФ. Заменит ли его в качестве врага мусульманский терроризм?
Очевидно, что реализация планов Трампа по возвращению США прежнего величия столкнутся с огромными трудностями. Главных из них, как мне представляется, являются изменения в поведении населения за последние 60 лет. Достигнув высокого уровня потребления к середине 50-х годов, большинство американцев, как я понимаю. решили, что не имеет смысла и в дальнейшем чрезмерно напрягаться и приятнее развлекаться. Разразившаяся в середине 60-х годов молодежная культурная революция довела культ развлечения и отвращения к труду у определенной части населения до кульминации. Cюда добавилось множество социальных льгот, обеспечивающих безбедную жизнь даже полным бездельникам. Разумеется, безделье поразила не все общество, но его значительную часть. Преодолеть многодесятилетнюю инерцию ничего-не-делания крайне сложно, потребуется для начала отмена или сокращение множества социальных льгот, что отвратит от республиканской партии и Трампа, пусть и небольшую, часть сторонников (больше таких было среди сторонников демократов).
Более серьезным препятствием является сложившийся стереотип минимизации трудовых усилий. Все знают, как трудно преодолеет вредные привычки, даже при их осознании. В этой связи не должны вводить в заблуждение вполне терпимые темпы экономического роста. Они достигались преимущественно либо в финансовой сфере либо в информационно-коммуникационных отраслях, специфических по характеру труда. Единственное заметное исключение сланцевая нефть, в производство которой вовлечена незначительная часть трудовых ресурсов США. Совсем иное дело реиндустриализация преимущественно обрабатывающей промышленности, требующей даже при максимальной механизации многочисленной квалифицированной (ее еще надо подготовить) и дисциплинированной рабочей силы в условиях высокой занятости в CША и при вытеснении части нелегальных иммигрантов.
Другим серьезным препятствием является политическая система США. Для проведения в жизнь многих программных намерений президента требуется согласие конгресса США. Они кроме того могут быть опрокинуты Конституционным Судом. То обстоятельство, что в конгрессе США преобладают республиканцы, еще не решает исход голосования по вносимым президентом законопроектам. Часть республиканцев-членов конгресса США не являются сторонниками Трампа. Это же обстоятельство повлияет на итоги голосования по кандидатурам министров и других высших должностных лиц. При принятии всех решений члены конгресса должны будут учитывать, что через два года предстоит обновление конгресса, на итоги которого повлияет голосование по непопулярным законам и кандидатурам должностных лиц, Важно также влияние средств массовой информации («третьей власти»), подавляющее число которых враждебно Трампу.
В частности, по вопросу об отношениях к России в экспертном сообществе, СМИ и государственном аппарате США широко распространено мнение, что главным геополитическим противником США является не Китай, а Россия.
Наконец, проведение в жизнь многих намеченных экономических мероприятий скорее всего неблагоприятно скажется на уровне жизни многих нынешних избирателей Трампа и республиканской партии. Так, усиление таможенного обложения приведет к росту розничных цен. В то же время, положительное влияние на рынок труда имеет гораздо меньшее значение, поскольку уровень безработицы в США сейчас один из самых низких за всю послевоенную историю США.
Велики препятствия и со стороны внешнего мира. Уже писалось выше, что США не готовы к военному столкновению с Китаем. Но и экономическая война с США может им дорого обойтись. Китай обладает государственный долгом США на величину более триллиона долларов и продажа даже его части может серьезно сказаться на его курсе, повысить его доходность и повлиять в сторону повышения на процентную ставку в сША, что неблагоприятно скажется на экономическом развитии США. Велики издержки и от ограничения экономических связей с Китаем. Очевидны издержки и от изгнания даже части нелегальных иммигрантов. Их часто некем заменить.
Даже частичный возврат к изоляционизму затруднителен. Конечно, НАТО выгодно прежде всего союзникам США. Но в случае опасности эти союзники также могут оказаться полезными, хотя бы как место дислоцирования военно-морских и воздушных баз. Но также и сухопутной поддержки, как было в некоторых районах мира. Борьба с терроризмом также требует совместных усилий и здесь НАТО естественный союзник.
Огромные трудности связаны и с другими внешнеполитическими намерениями администрации Трампа. Намерения улучшить отношения США с Россией натолкнутся на неготовность России к встречным шагам и трудности отказа от уже принятых ранее обязательств США по украинскому и сирийскому вопросу, в том числе в рамках ООН и НАТО.
Препятствия в осуществлении коренного поворота в жизни США в рамках нынешней политической системы США ставят вопрос о соответствии реалиям 21-го века. Конституция конца 18-го века со всеми ее поправками вряд ли им соответствует. Cистема сдержек и противовесов хороша для спокойного развития и плоха для чрезвычайных ситуаций, каким именно сейчас является положение в США в мире. В то же время выработка новой конституции США процесс и длительный и рискованный: вряд ли американское общество к нему готово. Возникает законный вопрос: не прибегнет ли Трамп, cтолкнувшись с огромными проблемами в реализации своей программы к экстраординарным методам в виде чего-то вроде государственного переворота. Он будет считать их обусловленным интересами США. И в этом он найдет поддержку части правящего класса и рядовых граждан. Такой вопрос неоднократно подымался аутсайдерами общественной мысли США, начиная с Джека Лондона в книге «Железная Пята», продолжая Синклером Льюисом «У нас это возможно» середины 30 годов, гениальным математиком Геделем после Второй мировой войны («Троицкий вариант» 1 ноября 2016 года) и Ф.Ротом о предвоенных США. Немало в этом отношении было проделано в период маккартизма. Наконец, напомню о книге Нибела и Бейли «Семь дней в мае» о попытке военного переворота в США.
Такая попытка, скорее всего, встретит вооруженное сопротивление значительной части вооруженного населения и явится началом гражданской войны. Правда, предыдущая гражданская война явилась прологом грандиозного экономического подъема США. Но нет уверенности, что так случится и на этот раз.
Конечно, гражданская война все же крайний вариант и не очень вероятный вариант. Но и предыдущую гражданскую войну мало кто ожидал. А серьезнейшие столкновения с властью с сотнями смертей были в США совсем недавно: в конце 60-х годов. На этот раз США сталкиваются, как показали выборы и реакция на них, с сильнейшим культурным расколом между отдельными слоями населения, который как раз тяжелее всего преодолеть.
К указанным объективным факторам могут добавится особенности характера Трампа, выявившиеся в ходе избирательной компании: импульсивного, грубого, малоинтеллигентного. Очевидна слабая для Президента образованность Трампа (не в формальном смысле, а в его поведении). Правда, у Рейгана она, возможно, была не выше, что не сильно ему помешало. Вопрос в том, сумеет ли Трамп найти талантливых помощников, разделяющих его взгляды, и прислушаться к их мнению. Совсем не очевидно, что не бесспорные деловые успехи Трампа гарантируют успехи политические. Слишком различные эти сферы деятельности. В последней важно достижение компромиссов и формирования союзов.
Кажется, очевидным, что для реализации программы Трампа 4-х лет недостаточно, как минимум, потребуется два срока (если не будет установлен в каком-то виде авторитарный режим). По итогам первого срока избиратели, вполне вероятно предъявят счет за невыполненные обещания, особенно в экономике. Здесь пригодилась бы «маленькая победоносная война» с относительно слабой военной страной, которая очень пригодилась Маргарет Тэтчер в виде фолклендского кризиса. Но для США требуется более серьезный противник, например, Северная Корея. Пригодился бы крупный технологический прорыв, либо СОИ, либо полет на Марс. Но и то и другое потребует многих лет.
4. Заключение
Победа Трампа знаменует, на мой взгляд, очень серьезный и опасный поворот в судьбах США и мира. Она объективно обусловлена ослаблением позиций США в мире. С учетом положения в США и мире в настоящее время, личных качеств Трампа есть много оснований считать его намерения утопичными. К тому же, они могут создать много опасных ситуаций в мире и стимулировать авторитарные тенденции в США. Но нельзя исключить, что Трампу удастся вернуть многое потерянное США за многие годы. Хотя, конечно, и не вернуть к положению 60-х годов. Или окончательно подорвать уже достигнутое и породить гражданскую войну в CША.
Текст статьи приводится по изданию: Ханин Г.И. Трамп и будущее США и мира: мысли дилетанта // Журнал-газета Евгения Берковича. Спецвыпуск к инаугурации 45-го президента США. http://club.berkovich-zametki.com/?p=27245