1. Первым пороком российского экономического образования является неумение анализировать состояние экономики и доверие к официальной статистике.
Это сохраняется, во многом, и в практической деятельности. Студентов не учат поискам взаимосвязей в экономике и умению в процессе выявления этих взаимосвязей обнаруживать слабые места в экономике. В огромной степени эта особенность современного экономического образования пагубна в России, где традиционно низка достоверность государственной статистики. Для анализа экономики РФ, как раннее СССР, учитывая качество их статистик, нужно обладать качествами Шерлока Холмса.В советское время многие научные работники, обучавшиеся cсерьезному экономическому анализу, видели эти пороки государственной статистики и в экономическом анализе опирались на достоверные статистические данные, игнорируя недостоверные(преимущественно макроэкономические). В постсоветский период качество государственной статистики оставалось низким, часто намного хуже советской, но подавляющее большинство российских экономистов этого не замечают в силу слабой экономической подготовки, В качестве примера приведу анализ состояния основного капитала. В понимании этого вопроса ключевое значение имеет понятие восстановительной стоимости основных фондов. Что такое восстановительная стоимость основных фондов и как она определяется в советское время в общих чертах знало и понимало большинство экономистов. В настоящее время, по моим наблюдениям, в лучшем случае 5 % даже среди научных и педагогических кадров. Между тем, по нашим с Д. А. Фоминым, расчетам в постсоветский период восстановительная стоимость основных фондов превышала балансовую в несколько раз, а в настоящее время в 7 раз, что большее аналогичного превышения в худшие времена советской статистики Но именно на балансовую стоимость основных фондов опирается Росстат в своих расчетах динамики основных фондов, что приводит к его огромному преувеличению : по отношению в 1987 году росту в 1,5 раза вместо падении в 2 раза по нашим расчетам, опирающимся на восстановительную стоимость основных фондов. И на эти грубо ошибочные расчеты Росстата опираются подавляющая часть наших научных и практических работников при всем их противоречии с другими смежными характеристиками состояния основных фондов(например, динамикой производственных мощностей в промышленности) На них же опираются и прогнозы экономического развития РФ, составляемыми правительством РФ. Отсюда их систематические провалы.
Стоимость основных фондов определяет и уровень. себестоимости единицы продукции, следовательно, величину прибыли и уровня рентабельности компаний. При их огромной заниженности у подавляющего большинства компаний (Росстат лишь воспроизводит их отчетность) финансовые отчеты компаний и всей экономики не имеют никакой ценности, их просто можно выкинуть в мусорный ящик. Но и они используются в научной, преподавательской и практической деятельности многочисленных аналитиков и правительственных учреждений. По ним определяются рейтинги компаний.
Менее искажены, но также весьма значительными являются искажения в динамике продукции народного хозяйства. Так, по расчетам моих коллег и моим в постсоветский период динамика ВВП и промышленности ежегодно в среднем занижалась на два процентных пункта. По сельскому хозяйстве, по оценкам других экспертов, на один процентный пункт, Из-за не учета теневой занятости занижается объем и динамика общей занятости в экономике. Соответственно занижались и динамика производительности труда. В сочетании с искажениями в динамике основных фондов искажается динамика фондоотдачи. В отличие от советского периода из-за наличия теневой экономики искажаются и многие данные по объему и динамике выпуска продукции в натуральном выражении. Существуют индикаторы реальной динамики продукции всей экономики и отдельных отраслей производства товаров и услуг.
2. Вторым пороком российского экономического образования является крайняя недооценка изучения экономической истории, которая рассматривается как третьестепенная по значимости дисциплина, в советское время она было второстепенной.
Экономическая история может рассматриваться как case-study для экономической теории и экономической политики, Изучение экономик различных эпох и стран позволяет выявить наиболее распространенные и важные причины успеха и провала отдельных стран. Чтобы избежать поверхностности, такой курс должен быть очень значительным по объему и вестись преподавателями высокой квалификации. Отдельно должна изучаться экономическая история России. В том числе особенно подробно экономика СССР. Дело в том, что многие особенности экономического развития РФ объясняются последствиями советского периода. Этот курс требует хорошего знания и понимания ‘экономики этого периода, что крайне редко встречается в настоящее время. Преобладают идеологические штампы как со стороны сторонников плановой экономики, так и их противников. И, конечно, знания реальной макроэкономической статистики.3. Можно уверенно утверждать, что отмеченные пороки не только резко снижают качество экономического образования, но и качество управленческих решений на государственном, местном уровне и в корпорациях. Этим во многом определяются вопиющие ошибки государственного руководства рФ при анализе состояния экономики, прогнозировании ее развития и определении экономической политики. Поэтому улучшение качества экономического образования становится важнейшей государственной задачей. Беря только вопрос о содержании экономического процесса в вузах, речь идет о серьезном пересмотре круга и содержания экономических дисциплин, Требуется введение нового курса «Экономическая диагностика» и очень значительное расширение курса «Экономическая история» и качества его преподавания при сокращении других дисциплин. Требуется изменение методики преподавания с упором на самостоятельную работу студентов и выполнении ими многочисленных практических работ.
Учитывая низкий уровень подготовки кадров практических работников, многих научных и преподавательских работников требуется безотлагательная переподготовка кадров указанных категорий в области экономической диагностики и экономической истории. Для этого требуется подготовка соответствующей учебной и методической литературы.
Текст выступления Г.И. Ханина на семинаре, организованном Кафедрой экономической теории Сибирского института управления - РАНХиГС при Президенте РФ. Новосибирск, 1 декабря 2017 года.