Альтернативный индекс физического объема производства промышленной продукции рассчитывался четырьмя методами. Для расчетов в качестве исходных использовались такие данные, достоверность которых вызывает наименьшие сомнения. Окончательный результат определялся как среднеарифметическая величина из результатов по каждому методу.
Первый метод основывался на данных об объеме производства промышленной продукции в натуральном выражении. По каждой отрасли (подотрасли) индекс определялся взвешиванием объемов производства в натуральном выражении с помощью оптовых цен на эти виды продукции в одном из лет анализируемого периода. Общий индекс по промышленности в целом получался путем взвешивания отраслевых индексов по доле отдельных отраслей в общей численности промышленно-производственного персонала в каждом году анализируемого периода. Этот метод, в принципе, схож с методами расчета индекса физического объема производства промышленной продукции, используемыми официальными статистическими органами России и в мировой практике.
Общий недостаток последних, особенно в России, состоит в слабом учете индексов изменения качества продукции при расчетах. В России к этому общему недостатку добавляется трудность определения реального объема теневой продукции. Поэтому и возникает необходимость расчета альтернативных индексов производства промышленной продукции. Отличием практики расчета нашего индекса от официального является, во-первых, меньший набор продуктов в индексе (немногим более 100 вместо более 600 в официальном) и, во-вторых, отсутствием оборонной продукции, которая в официальном индексе включается в общий индекс, однако через изменения ее доли в общем стоимостном объеме промышленной продукции в текущих ценах. Что касается первого отличия, то наши расчеты показывают слабую зависимость величины индекса от числа включенных в индекс продуктов. Второе отличие усиливает необходимость расчета альтернативных индексов другими методами. Различаются также и веса при расчете агрегированного индекса: официальные статистические органы используют долю отдельных отраслей промышленности в добавленной стоимости, мы - в численности промышленно-производственного персонала. Каждый из этих весов имеет свои достоинства и недостатки.
Второй метод основывается на использовании в расчетах соотношения между динамикой электровооруженности и производительности труда в промышленности США на равном интервале изменения электровооруженности в отдельных отраслях промышленности США и России. Это в сущности технологическое соотношение позволяет использовать в расчетах такой относительно достоверный показатель нашей статистики, как электровооруженность работающих. В то же время вполне очевидна связь между динамикой электровооруженности и производительности труда. В качестве весов для расчета агрегированного индекса использовалась доля отдельных отраслей промышленности в фонде заработной платы по промышленности в целом в каждом году анализируемого периода.
Третий метод основан на дефлятировании объема производства промышленной продукции в текущих ценах с использованием исчисленных нами средних индексов оптовых цен по отраслям промышленности. По отраслям промышленности, где доля экспорта была невелика, дефлятирование производилось по всей продукции отдельной отрасли с использованием среднего индекса оптовых цен. По отраслям, для которых доля экспорта быда значительна, дефлятирование производилось раздельно: по той части, которая направлялась на внутреннее потребление, и той, которая направлялась на экспорт, а общий индекс рассчитывался по доле обеих частей в суммарной выручке данной отрасли. В качестве весов, как и во втором методе, использовались доли отраслей в фонде заработной платы промышленно-производственного персонала всей промышленности.
Четвертый метод основан на динамике перевозок грузов промышленным железнодорожным транспортом. Этот метод использует взаимосвязь между производством и перевозками промышленной продукции внутри предприятий. К сожалению, статистические данные по перевозкам грузов публикуются статистическими органами по всей промышленной продукции без выделения отраслей. Поэтому исчисленный нами этим методом индекс относится к промышленности в целом.
Результаты расчетов по изложенным методам за 2001-2003 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1. Динамика промышленной продукции России в 2001-2003 гг., % к предыдущему периоду
Как видим, в основном все результаты дают достаточно близкие оценки. Своим отклонением от средней и других альтернативных оценок выделяется оценка, полученная третьим методом в 2002 г. Объяснение причин этого расхождения выходит за рамки данной статьи и требует дальнейшего исследования. Весьма низкие оценки по четвертому методу за все годы вызывают вопрос о его обоснованности, однако в исследованиях за 1996-2000 гг. этот метод дал более высокие результаты, чем некоторые другие методы, и можно говорить лишь о некоторой возможной заниженности оценок этим методом в отдельные периоды времени.
В процессе анализа результатов, полученных первым методом, выявилось одно весьма любопытное явление. Объемы поставок продукции на внутренний рынок по некоторым видам продукции, рассчитанные нами, весьма заметно отличаются от результатов расчетов других компетентных авторов [2]. Так, в частности, по плоскому (листовому) прокату у нас в 2002 г. получилось некоторое сокращение поставок на внутренний рынок. В то же время упомянутый автор получил очень значительное, примерно на 10%, увеличение этих поставок. Мы произвели тщательную проверку полученных нами результатов, но не обнаружили в них ошибок.
Сопоставим полученную нами оценку с оценкой Федеральной службы государственной статистики (табл. 2).
Таблица 2. Сопоставление альтернативной и официальной оценки динамики производства промышленной продукции в 2001—2003 гг., % к предыдущему периоду
Как видим из данных таблицы 2, альтернативная оценка во все годы оказалась значительно ниже, чем официальная, в отличие от предшествующего периода (1996-2000 гг.), когда в отдельные годы (1999 г.) официальная оценка оказывалась выше альтернативной. Что касается среднего отклонения альтернативной оценки от официальной, то оно было примерно на том же уровне, что и в предыдущем периоде. Если в 1996-2000 гг. это отклонение составляло 2,6 процентных пунктов (п. п.), то в 2001-2003 гг. - 2,3 п. п. Вместе с тем обращает на себя внимание то обстоятельство, что расхождение между официальной и альтернативной оценками в течение анализируемого периода неуклонно возрастает, и в 2003 г. оно было уже весьма значительно, составив 2,8 п. п.
Альтернативная оценка, если она более точна, существенно меняет саму характеристику экономического развития в 2003 г. Если по официальной оценке динамика производства промышленной продукции выглядит очень высокой, то по альтернативной оценке — относительно скромной, хотя ускорение роста производства промышленной продукции по сравнению с 2002 г. демонстрируют обе оценки.
Обращает на себя внимание очень значительное расхождение между результатами наших расчетов и расчетами Госкомстата РФ по первому методу, который в принципе идентичен нашему, за исключением весов и набора продуктов, за 2002 г. Для выявления причин такого сильного расхождения нами было произведено сравнение результатов расчета по всем отраслям промышленности (табл. 3).
Таблица 3. Сравнение динамики производства промышленной продукции по первому методу и Госкомстата РФ в 2002 г. по отраслям промышленности, % к предыдущему году
Примечание: по цветной металлургии нами приняты официальные данные о динамике, поскольку статистические органы не публикуют данные об объеме выпуска продукции этой отрасли в натуральном выражении по отдельным продуктам.
Как видим, по ряду отраслей наши расчеты показывают даже лучшие результаты по сравнению с расчетами Госкомстата РФ. Наибольшее расхождение в худшую сторону наблюдается в топливной промышленности и машиностроении. Очевидно, что в топливной промышленности сказался высокий удельный вес в расчетах Госкомстата РФ нефтяной промышленности с высокой долей добавленной стоимости. Специально была проанализирована причина значительных (более 5 п. п.) расхождений в машиностроении с использованием данных о внутреннем потреблении листового проката, в основном применяемого как раз в этой отрасли. Наши расчеты показали сокращение внутреннего потребления плоского проката в 2002 г. по сравнению с 2001 г. на 6%, что хорошо корреспондирует с нашим расчетом индекса продукции машиностроения в этом году и противоречит оценке динамики продукции машиностроения, исчисленной Госкомстатом РФ.
Наличие в течение семи из восьми лет, по которым мы производили расчеты устойчивого и немалого превышения официальных оценок динамики производства промышленной продукции над альтернативными, позволяет, как нам кажется, поставить вопрос о наличии серьезных недостатков в исчислении данного индекса в официальных статистических органах. В качестве возможных наиболее важных причин мы можем предположить завышение динамики доли теневой экономики и военной промышленности и других отраслей, не охваченных товарами-представителями.
Наши расчеты показали, что в 2001-2003 гг. продолжался начавшийся в 1999 г. подъем в промышленности, однако темпы этого подъема оказались значительно ниже, чем в 1999—2000 гг., когда они, по нашим расчетам, превысили 10%. Особенно резким было замедление темпов роста в 2002 г., когда они оказались просто мизерными. Правда, в 2003 г. они снова выросли, но в целом за весь период среднегодовой темп прироста производства промышленной продукции составил лишь 3,2 п. п. Учитывая, что в соответствии с общими закономерностями восстановительного периода происходит затухание темпов экономического роста, можно прогнозировать его дальнейшее замедление в последующем [3].
Таким образом, развитие промышленности в 2001-2003 гг. подтверждает неоднократно высказывавшееся нами мнение о нереальности при нынешней экономической политике высоких темпов экономического роста до 2010 г. и тем более удвоения ВВП за этот период. Впрочем, поскольку для создания предпосылок быстрого и устойчивого экономического роста последние четыре года оказались потерянными, с учетом большой продолжительности инвестиционного лага можно сказать, что теперь уже при любой экономической политике эта задача невыполнима.
Хотим обратить внимание на то обстоятельство, что иллюзиям в отношении возможности дальнейшего экономического роста содействовали завышенные оценки этого роста официальными статистическими органами, которые не ставились под сомнение правительством России, так как эти оценки говорят о его хорошей (будто бы) работе.
Для проверки обоснованности наших оценок мы произвели сравнение их и официальных оценок со смежными экономическими показателями, которые обычно достаточно точно характеризуют динамику экономического развития (табл. 4).
Таблица 4. Сравнение отдельных показателей динамики производства продукции промышленности России в 2001-2003 гг., % к предыдущему году
Производство электроэнергии и потребление электроэнергии в промышленности гораздо ближе к альтернативным оценкам, чем к оценкам Госкомстата России. Как известно, обычно производство электроэнергии опережает производство промышленной продукции в связи со все большей электрификацией производственных процессов и ростом динамики продукции электроемких отраслей экономики. В связи с экономией электроэнергии, особенно в восстановительный период, иногда возможно и обратное соотношение. Но разрыв в 4-6 п. п. в сторону более низкой динамики электропотребления в промышленности по сравнению с индексом производства промышленной продукции является, насколько нам известно из опыта других стран, беспрецедентным и может свидетельствовать о завышенности официальных оценок. Динамика перевозок грузов, в основном промышленных, железнодорожным транспортом в 2001 г. также плохо согласуется с официальной оценкой динамики производства промышленной продукции, но относительно неплохо согласуется с ними в 2002 и 2003 гг., впрочем, как и с альтернативной оценкой в эти годы.
Рассмотрим факторы промышленного роста в анализируемый период. С учетом характера статистических данных наиболее обоснованно можно установить влияние на промышленный рост производительности труда (табл. 5).
Таблица 5. Расчет темпов роста производительности труда в промышленности в 2001-2003 гг. по альтернативным оценкам, % к предыдущему году
Как видим из данных таблицы 5, рост промышленного производства с точки зрения соотношения роста численности занятых и производительности труда носил преимущественно интенсивный характер. Однако прирост производительности труда был для восстановительного периода весьма скромным, в среднем лишь немногим более 4 п. п., что намного ниже, чем даже на излете восстановительных периодов после Гражданской и Отечественной войн, и намного ниже того показателя, о котором долгое время сообщалось в российской деловой прессе (чуть ли не до 10 п. п.), видимо, в связи с последующим уточнением численности занятых в промышленности и, конечно, преувеличенными оценками роста промышленного производства. Лишь в 2003 г. рост производительности труда оказался действительно большим. С учетом завершения восстановительного периода и предстоящим уменьшением численности трудоспособного населения возможности роста промышленного производства и экономики в целом еще больше уменьшаются, опять-таки при неизменной экономической политике.
Крайне трудно определить изменение материалоемкости промышленной продукции, так как данные о поставках материалов и полуфабрикатов в промышленность в сопоставимых ценах не исчисляются статистическими органами, и мы также не имеем возможности их исчислить ввиду колоссальной сложности этой задачи. Однако исчисляемые показатели расхода электроэнергии и топлива на выпуск отдельных видов продукции говорят о довольно заметном снижении этих показателей [4], что, в силу относительной достоверности этих данных и ввиду отсутствия мотивов для их искажения, может говорить о снижении материалоемкости продукции в данном периоде.
Безусловно, в данный период происходило улучшение использования основных производственных фондов промышленности. Об этом свидетельствуют прежде всего данные об уровне использования производственных мощностей промышленности, довольно быстро растущие почти по всем видам продукции, по которым эти данные публикуются [5]. Однако действительное улучшение использования основных фондов было, по нашему мнению, еще больше, так как в этот период реально происходило быстрое сокращение основных фондов, особенно их активной части.
Возникает, однако, вопрос: возможно ли и в будущем улучшение использования производственных мощностей? Как мы неоднократно обосновывали, для выпуска конкурентоспособной продукции такие возможности теперь минимальны, и дальнейший рост производства конкурентоспособной промышленной продукции, как и всей экономики, требует быстрого наращивания современных основных производственных фондов, что, конечно, требует немалого времени и огромных усилий.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что в анализируемый период промышленный рост носил ярко выраженный интенсивный характер. Такой характер экономического роста обычен для восстановительного периода, что не исключает положительной оценки деятельности российских предпринимателей и рядовых работников в этот период, которые сумели использовать благоприятные объективные возможности, в отличие от предыдущего периода. Однако по мере исчерпания резервов восстановительного периода возможности интенсивного роста сокращаются, как и экономического роста вообще, так как сокращаются относительно и абсолютно резервы неиспользуемых ресурсов.
В структурном отношении большое значение имеет вопрос о том, за счет каких отраслей преимущественно происходил промышленный рост: за счет сырьевых, как ранее, или за счет отраслей обрабатывающей промышленности. Поскольку основной сырьевой отраслью в России является топливная, мы произвели сопоставление динамики продукции топливной промышленности и всей промышленной продукции.
В 2001-2003 гг. производство продукции топливной промышленности (117,5%) росло быстрее, чем производство всей промышленной продукции (109,8%), что и говорит о продолжающемся усилении сырьевой направленности развития российской промышленности, несмотря на бесконечные разговоры о необходимости ее преодоления.
В целом, оценивая развитие промышленности России в 2001-2003 гг., следует отметить, что происходили умеренный ее рост и повышение эффективности производства, но даже если судить по исчисленным нами данным, плохо создавались предпосылки для его дальнейшего роста в последующие годы, когда восстановительные процессы в экономике завершатся.
Примечания
1. Ханин Г. И., Суслов Н. И. Экономика России в 1990-1996 годы: альтернативная оценка // ЭКО. 1997. № 11; Ханин Г. И., Полосова О. И., Фомин Д. А., Иванченко Н. В. ВВП России в 1996-2000 гг: альтернативная оценка // ЭКО. 2004. № 2 (в последней статье указаны все публикации авторов по данной проблеме, относящиеся к развитию российской экономики в 1996-2000 гг.).
2. Савчук Н. Перспективы развития рынка готового проката в России // Проблемы прогнозирования. 2004. № 5. С. 34.
3. Официальные данные о резком спаде темпов роста промышленности во втором полугодии 2004 г. подтверждают этот вывод.
4. РСЕ. 2003. С. 352.
5. РСЕ. 2003. С. 137; Россия в цифрах. С. 79.
Текст статьи приводится по изданию: Ханин Г.И., Полосова О.И., Фомин Д.А. Динамика производства продукции промышленности в 2001-2003 гг.: альтернативная оценка // ЭКО. 2005. № 2. C. 9-20.